ЧТО ТАКОЕ КОММУНИКАТИВНАЯ МЕТОДИКА?

Автор: руководитель Un Dos Tres Марина Николаева

 

Обучение в школе Un Dos Tres происходит на основе лексического подхода и коммуникативной методики.

Это описание коммуникативной методики - из моего курса для преподавателей. Я считаю, что студентам тоже полезно знать, как именно их обучают. Преподаются ли английский, испанский, корейский, итальянский, турецкий и китайский в Воронеже или Сингапуре - принципы освоения любого языка универсальны для всех и везде. 

Коммуникативная методика появилась в 1970-80-х годах. Согласно коммуникативной методике, язык нужен нам для общения, для взаимодействия с миром и решения коммуникативных задач. Представление об обучении языку: лучший способ изучать язык – это использовать его во взаимодействии, чем получать знания о том, как он устроен. Но коммуникативная методика не сводится только к разговору, как это часто понимается и транслируется в объявлениях “обучаем по коммуникативной методике - научим вас говорить”. Когда в аэропорту мы слушаем объявление о посадке на рейс - это тоже коммуникация. Мы принимаем и понимаем сообщение, а не являемся его источником как в случае, когда говорим сами. Когда мы отправляем сообщение в чате или письмо - это тоже коммуникация, только письменная. Когда мы читаем меню в кафе - мы получаем информацию, которую нам сообщают. Все это - коммуникация, передача смысла. И непосредственно общение, то есть speaking - это всего лишь один из аспектов коммуникации, хотя, бесспорно, очень важный, и на уроках мы максимально развиваем этот навык у студентов. Они говорят около 80% времени занятия.

Как утверждает лингвист Стивен Крашен, чьи работы легли в основу основу коммуникативного подхода, «мы преподаем язык лучше тогда, когда используем его для того, для чего он был предназначен – для коммуникации».

Практики в классе, используемые в коммуникативной методике:

- курс фокусируется на заданиях, функциях и темах, основанных на коммуникативных потребностях студента; курс как можно ближе к реальной жизни. 

- парная и групповая виды работ позволяют много взаимодействия, поэтому они составляют основу заданий в классе; 

- крайне важно передать значение;

- баланс беглости и точности высказывания. Мы дифференцируем задания – есть задания, в которых важна беглость – тогда коррекция ошибок уместна после выполнения; в заданиях же, тренирующих точность (например, грамматику) коррекция уместна сразу;

- аутентичные материалы (примеры реального языка, используемые для реального общения) предоставляют необходимый input (языковая среда, соприкосновение с языком) и, следовательно, часто используются на уроке. Для этого мы используем видео, сериалы, музыку, новостные материалы, соответствующие уровню;

- в классе ученики становятся активными пользователями языка; роль учителя – давать коммуникативные задания, корректировать после выполнения заданий и создавать среду своей речью (language input).

Надеюсь, эта статья немного расширила ваше представление о том, что такое коммуникативная методика. В следующем материале я расскажу о лексическом подходе. И напомню, что набор на наши курсы английского, испанского, итальянского, турецкого, корейского и китайского в Воронеже уже идет. Присоединяйтесь!